- АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Моральный (ценностно-нравственный) и социальный императив человека XXI века направлен на формирование профессиональной мобильности, конкурентоспособности, способности работать в команде, т.е. на формирование таких профессионально важных качеств и такой направленности профориентационного компонента современной образовательной среды, который будет отвечать требованиям поли- и транспрофессионального мира.
Такой подход подразумевает трансформацию существующей трансляционной модели профориентационной работы со школьниками и учащейся молодежью в развивающуюся. Сущность профориентационной работы построенной в этом ключе заключается в упреждающем знакомстве молодых людей с существующими массовыми профессиями и подготовке их к выбору какой-то одной профессии, что соответствует трансляционной организации модели профориентации, которая широко распространена в современном обществе.
В настоящее время в условиях развивающегося полипрофессионального общества, названного в документах Лиссабонской стратегии «Веком знаний», повышается актуальность полипрофессиональной модели полипрофориентационной работы.
Преобразование модели профориентационной работы предусматривает принципиальное изменение ее целей, содержания, а также поиск новых форм работы и технологий. При этом ведущими характеристиками трансформированной модели профориентационной работы становится ее полипрофессиональный и «опережающий» характер, позволяющий с учетом профориентационного партнерства поддерживать процесс взросления (индивидуализации и социализации) личности и моделировать процессы развития общества поли- и транспрофессионалов, в целом закладывая основы готовности старшеклассников к принятию ценностно-нравственных карьерных решений в типичных и непредсказуемых ситуациях выбора.
Целью преобразований должно стать развитие ключевых профессионально важных компетенций и компетенций профессионального самоопределения старшеклассников, как основных характеристик уникальности личности, позволяющих успешно и экологически безопасно решать профессионально важные задачи в будущей самостоятельной поли- и транспрофессиональной трудовой деятельности, быть профессионально мобильным и конкурентоспособным, способным работать в группах, создавать новые профессии и осознавать свою ответственность за жизнь последующих поколений.
Следовательно, полипрофориентационнаяработасегодня – это социо-психолого-педагогический вид деятельности, ориентированный на реализацию профориентационного партнерства (родители – школа – профессиональные, специальные и высшие учебные заведения – работодатели – государство) с целью формирования готовности старшеклассников к ценностно-нравственному принятию карьерных решений в типичных и непредсказуемых ситуациях выбора форм трудоустройства или образовательных траекторий как условия «удовлетворения потребностей будущих поколений» и благосостояния человека в целом.
Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности. Таким образом, профориентация – это важный компонент, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
В связи с этим организации профессиональной ориентации в школе сегодня отводятся новые роли:
– создание условий для выявления профессиональных интересов и склонностей учащихся;
– определение реальных возможностей в освоении той или иной профессии;
– оказание психолого-педагогической поддержки в профессиональном самоопределении, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Сегодня профориентация учащихся и молодежи – проблема не только педагогическая, но и общественная. Сущность профориентации как общественной проблемы состоит в необходимости преодолевать противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными субъектными устремлениями молодежи.
Часто школьники слабо информированы о сложном мире профессий, и их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным. Многие выпускники выбирают профессию не потому, что их привлекает содержание деятельности, скорее им нравится определенный образ жизни, при котором профессия является лишь средством для престижа и популярности в обществе. Экономические потери государства в результате смены профессий и длительного периода адаптации при этом высоки.
Таким образом, подготовка старшеклассников к сознательному, правильному выбору жизненного пути – задача большой государственной важности. Решение вопроса: «Кем быть?» – серьезная проблема не только для юношей и девушек, вступающих в самостоятельную жизнь, но и для всего общества, которое заинтересовано в правильном профессиональном определении учащихся.
Правильно выбрав профессию, молодой человек принесет большую пользу стране и сам получит более полное личное удовлетворение. Случайно, неправильно выбрав специальность, он приносит ущерб и себе, и государству: работа его не увлекает, не раскрываются полностью творческие возможности человека и в результате – низкая производительность труда, частая смена работы, личная неудовлетворенность.
Исходя из вышесказанного, на современном этапе профессиональная ориентация определяется как обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи личности в профессиональном самоопределении.
Профессиональная ориентация в школе – это система мероприятий по оказанию помощи школьнику в выборе профессии, направленных на усвоение им необходимого объема знаний о социально-экономических, психофизиологических характеристиках профессии, требованиях, которые она предъявляет к человеку.
Профориентация является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса. Она осуществляется в процессе изучения школьниками основ наук, факультативных курсов, участия их в работе кружков, клубов, в процессе проведения всей системы внеклассной работы и общественно полезного труда. Конкретные цели и задачи профориентации возникают на стыке социальных потребностей и формирования личности профессионала нового типа и комплекса реальных возможностей общества, школы для осуществления такого социального заказа.
- ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АКТИВИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Объектпрофориентационной деятельности – процесс социально-профессионального самоопределения человека, которым руководствуются (или должны руководствоваться) девушки и юноши, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.
В своей работе по профориентации молодежи руководствуемся определенной группой принципов:
- Принцип сознательности. Ориентация учащихся на возможность быть полезными обществу, реализуя свои потребности и способности.
- Принцип соответствия потребностей личности и общества. Ориентация учащихся на согласование личных интересов, склонностей, способностей с потребностями общества в кадрах определенной профессии (связь личностного и общественного аспектов выбора профессии). Нарушение этого принципа приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.
- Принцип активности в выборе профессии. Ориентация учащихся на активный самостоятельный поиск профессии. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.
- Принцип развития. Ориентация на выбор такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличения заработка по мере увеличения опыта и профессионального мастерства, участия в общественной работе, удовлетворения культурных потребностей личности, потребностей в жилье, отдыхе и т. п.
- Принцип связи с жизнью. Ориентация учащихся на возможность быть востребованным на рынке труда после получения профессионального образования.
- Принцип практикоориентированности. Создание условий для осуществления учащимися профессиональных проб (только в процессе осуществления деятельности проявляются потребности-способности личности).
- Принцип систематичности и преемственности. Проведение профессиональной ориентации с первого по одиннадцатый классы в виде мероприятий, соответствующих возрастным психологическим особенностям личности, при условии их преемственности из класса в класс.
- Принцип взаимосвязи действий участников профориентационной работы. Целенаправленность и взаимообусловленность действий и мероприятий, осуществляемых различными социальными институтами (семьей, общеобразовательной и профессиональной школами, учреждениями и организациями, включенными в систему профориентационной работы), в результате чего при определении личностью своего профессионального пути осуществляется согласование интересов личности, общества и государства.
- Принцип взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы. Недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи.
- Принцип дифференцированности и индивидуального подхода к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, уровня успеваемости.
- Принцип оптимального сочетания различных форм и методов работы. Применение традиционных и инновационных методов и форм воспитательной работы в зависимости от цели и содержания этой работы с учетом возрастных, социальных и индивидуальных особенностей обучающихся и их родителей.
При проведении профориентационной работы необходимо соблюдать права личности на свободный выбор профессии, учитывать ее призвание, способности, профессиональную подготовку, уровень образованности.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Цель: создать системудейственнойпрофориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе.
Задачи:
- Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
- Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
- Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, о их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
- Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.
- Разработать механизм содействия трудоустройства выпускников ОУ.
- Сформировать единое информационное пространство по профориентации.
В рамках стратегии модернизации образования основной задачей профориентации является создание в образовательном учреждении условий для:
– осознания учащимися своих возможностей и способностей в сравнении со сверстниками и идеалом (идеальной формы социальной и профессиональной взрослости);
– осмысления образа будущей профессиональной деятельности, выбора будущей профессиональной области;
– определения «что хочу», «что могу», «что буду делать для подготовки к выбранной профессиональной деятельности»;
– психологической готовности к внутренним компромиссам на пути к успеху;
– определения приоритетной модели поведения в ситуациях жизненного и профессионального кризиса.
- НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ
Концепция профориентационной работы в учреждениях образования разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 8 августа 2002 года №345;
- Конвенции о правах ребенка;
- Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.05.2015 г.);
- Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 149-II «О занятости населения» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2014 г.);
- Трудовой кодекс Республики Казахстан 2015 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21.07.2015 г.);
- Список изменений и дополнений в документе: Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года № 251-III (по состоянию на 21.07.2015 г);
- Проект нового Трудового кодекса Республики Казахстан (сентябрь 2015 года);
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 июля 2011 года № 815 «Об утверждении Правил организации и финансирования обучения, содействия в трудоустройстве лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и предоставления им мер государственной поддержки» (САПП Республики Казахстан, 2011 г., № 47, ст. 639);
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 июля 2011 года № 817 «Об утверждении Правил содействия повышению мобильности лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и оказания им мер государственной поддержки» (САПП Республики Казахстан, 2011 г., № 47, ст. 641).
- ЭТАПЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ
Профессиональная ориентация – длительный и сложный процесс, осуществляемый в процессе взросления и развития человека, который условно можно разделить на следующие этапы:
Эмоционально-образный (дети старшего дошкольного возраста)
|
Цель: формирование положительного отношения к профессиональному миру – видам профессиональной деятельности и людям труда.
|
Дошкольники приобретают первоначальные трудовые умения, выполняя доступные их возрасту виды деятельности. Этап осуществляется в условиях детского сада воспитателями по разработанной программе (профпросвещение). |
|
Пропедевтический (школьники 1-4 классов)
|
Цель: формирование у детей младшего школьного возраста любви и добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества; развитие интереса к миру профессий, в т.ч. профессиональной сфере деятельности родителей и ближайшего окружения. |
На этом этапе происходит вовлечение учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной трудовой деятельности. Занятия проводятся в общеобразовательной школе учителями начальных классов (профпросвещение). |
|
Поисково-зондирующий (школьники 5-7 классов)
|
Цель: формирование у подростков профессиональных предпочтений, помощь в осознании и развитии своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. |
На этом этапе учащиеся включаются в деятельность, связанную с профилем дальнейшего обучения (в соответствии c предполагаемой сферой профессиональной деятельности), для осуществления их самопознания необходимо организовывать психологическое сопровождение. Консультации и занятия проводятся на базе общеобразовательной школы и Центров профориентации учителями и специалистами cучетом возрастных особенностей учащихся и позволяющей сформировать начальные представления о многообразии мира профессий. |
|
Ориентирующий (школьники 8-9 классов)
|
Цель: определение школьниками личностного смысла в выборе направления профессионального образования. |
На этом этапе необходимо создать условия для того, чтобы учащиеся научились соотносить общественные цели со своими идеалами, представлениями о ценностях, составлять профессиональные планы с учетом реальных возможностей продолжения обучения по выбранному направлению. В результате полученных консультаций и посещенных занятий на базе общеобразовательных школ учащийся должен сформировать умения, необходимые для профессионального выбора, осуществить профессиональные пробы и определиться с выбором дальнейшей образовательной траектории |
|
Завершающий (учащиеся 10-11 классов) |
Цель: формирование значимых для профессионального самоопределения компетентностей. |
На этом этапе осуществляется коррекция и реализация образовательно-профессиональных планов, в т.ч. углубленное изучение дисциплин профильного уровня, осознание и выбор способов оценки своих образовательных достижений. Консультации и занятия проводят учителя, профориентаторы и специалисты Центров профориентации, формируя основные навыки осмысленного выбора профессии с учетом интересов, задатков, способностей и возможностей обучающихся. |
|
Уточняющий (студенты образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования) |
Цель: формирование профессиональных знаний, умений и опыта, развитие общих и профессиональных компетенций; самоутверждение в том, что профессиональный выбор сделан верно.
|
На этом этапе путем освоения содержания основных профессиональных образовательных программ осуществляется вхождение в профессиональную деятельность, формируются основы профессионального мастерства. Работа по профориентации на этом этапе проводится на базе профессиональных образовательных организаций. |
|
Совершенствующий (рабочие, специалисты, менеджеры) |
Цель: совершенствование уровня профессионального мастерства в процессе трудовой деятельности, адаптация к постоянно меняющимся условиям труда. |
На этом этапе продолжается процесс профессионального и личностного развития человека, где в условиях конкуренции и автоматизации производства может возникнуть необходимость расширения сферы его профессиональной деятельности или освоения им новой специальности. Работу по профориентации (реориентации) и построению профессиональной карьеры проводят службы персонала организаций и службы занятости. |
- ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕТОДОВ
В практике решения профориентационных проблем используются следующие группы методов: информационно-просветительские, диагностические, тренинговые и консультации.
Информационно-просветительские методы:
– работа с профессиограммами;
– работа со справочной литературой;
– работа в информационно-поисковых системах;
– работа со средствами массовой информации;
– реклама профессий (агитация) – осуществляется представителями образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, а также работодателями в школе;
– экскурсии школьников на предприятия, в учебные заведения, встречи со специалистами различных сфер профессиональной деятельности;
– посещение образовательных организаций в рамках Дня открытых дверей;
– посещения ярмарок вакансий;
– посещение выставки «Образование через всю жизнь»;
– познавательные и просветительские лекции;
– профориентационные уроки;
– показ учебных фильмов и видеофильмов;
–участие (присутствие) в конкурсах, выставках, фестивалях и других мероприятиях профориентационной направленности.
Диагностические методы:
– беседы закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
– открытые беседы;
– тестирование (с применением опросников с обозначенными проблемами и тестовых заданий) с целью определения особенностей личности, ее познавательных интересов, профессиональной мотивации, профессиональных предпочтений, профессиональных способностей, качеств руководителя;
– методы наблюдения;
– «профессиональные пробы» в специально организованных условиях;
– использование различных игровых ситуаций моделирования различных аспектов профессиональной деятельности;
– психофизиологические обследования.
Тренинговые (активные) методы:
– тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков, профессиональное самоопределение, постановку целей, командообразование, формирование уверенности в экстремальных ситуациях и т. п.;
– публичные выступления;
– профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга.
Консультации:
– подготовительная профконсультация (рассчитана на подведение учащихся к осознанному выбору профессии,ведется в течение всего периода школьного обучения);
– завершающая профконсультация (направлена на оказание помощи в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика; выделяют три этапа профконсультации: психолого-педагогический, медицинский и справочный);
– уточняющая профконсультация (нередко выходит за рамки школы и осуществляется в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, на предприятиях и т. п.).
Формы профориентационной работы определяются в соответствии с возрастными особенностями учащихся, которые являются чувствительными для профопределения:
Возрастные особенности |
Формы профориентационной работы |
Пропедевтический этап (1-4 классы)
|
|
– Повышенная чувствительность к внешним воздействиям. – Ведущая деятельность – учебная. – В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. – Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно-действенный характер – Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых. – Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда. |
7. Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей. 8. Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры. 9. Профпросвещение: — встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки); — показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок; — костюмированные карнавалы профессий; — сочинения на тему «Пусть меня научат», «Профессия моих родителей»; — трудовые поручения» — «Какие профессии живут в нашем доме» (экскурсии); — «Кто работает в нашей школе?» (экскурсия); — «Как правильно организовать свое рабочее место?» (практическая минутка); — «Твои трудовые обязанности в школе и дома» (беседа); — «Мое любимое занятие в свободное время» (беседа); — экскурсия в школьные мастерские. |
Поисково-зондирующий этап (5-7 классы)
|
|
– Формируется чувство взрослости. – Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. – Формируется нравственная основа общения. – Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста. – Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН
|
10. Встречи с интересными людьми (профессионалами). 11. Экскурсии. 12. Ролевые игры. 13. Конкурсы. 14. Практическая, трудовая, общественно-значимая работа. 15. Темы классных часов: — «Предприятия нашего района, города, региона» (в т.ч. походы, экскурсии); — «Всякий труд надо уважать» |
Период развития профессионального самоопределения (8-9 классы)
|
|
– Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии – Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка |
— информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства — знакомство с правилами выбора профессии — формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией |
Завершающий этап (учащиеся 10-11 классов)
|
|
– Период уточнения социально-профессионального статуса. – Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах – Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения – Для юношей актуальна служба в армии |
Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях) |
- ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Профориентация относится к социальным системам, которые функционируют в обществе и затрагивают различные проблемы, в т.ч. связанные с развитием человеческого фактора общественного производства, что позволяет считать ее общественной проблемой. Решая проблемы согласования интересов человека, общества, государства, профориентационная работа, с одной стороны, должна в полной мере обеспечивать процесс профессионального созревания личности, с другой стороны, должна быть ориентирована на обеспечение экономики РК специалистами различных сфер деятельности.
Для обеспечения достижения такого результата необходимо, чтобы деятельность всех участников профориентационной работы была организована и управляема. Этого можно достичь, если организационная структура системы профориентационной работы обеспечит координацию действий всех участников профориентационной работы: учащегося; его семьи; педагогических работников школы, ответственных за профориентационную работу; педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, заинтересованных в наборе на обучение по профессиям и специальностям, реализуемым в образовательных организациях; работодателей и чиновников, заинтересованных в экономическом развитии, службы занятости, заинтересованной в трудоустройстве незанятого населения.
Отделы образования:
Основные функции:
– организация системы профессионального самоопределения учащихся и воспитанников, их профессиональной и трудовой адаптации;
– координация деятельности образовательных учреждений области и ведомственных организаций по проблемам профессиональной ориентации молодежи и выполнению программных мероприятий профориентационной и адаптационной направленности;
– определение основных направлений работы по профессиональной ориентации и трудовой занятости обучающихся и воспитанников с учетом мониторинга образовательных предпочтений школьников и потребностей рынка труда;
– решение вопросов, связанных с созданием и функционированием единой информационной сети;
– разработка предложений по совершенствованию работы по профессиональной ориентации и трудовой занятости обучающихсяи воспитанников;
– содействие внедрению в практику работы учреждений и организаций методов профессионального отбора (подбора), профессиональной и социально-трудовой адаптации обучающихся и воспитанников;
– выявление и обобщение, распространение передового опыта, издание научно-популярной, справочной и другой литературы по профессиональной ориентации и трудовой занятости обучающихся и воспитанников.
Центр профориентации:
Основные функции:
– организация и координация деятельности субъектов социального партнерства по профессиональному самоопределению учащейся молодежи и ее трудоустройству;
– взаимодействие с образовательными организациями для профессиональной ориентации выпускников школ;
– работа с учащимися общеобразовательных организаций;
– организация и содействие в проведении профориентационных мероприятий (совместно с другими структурами);
– проведение анкетирования учащихся по вопросам выбора профессии;
–анализ и учет результатов выбора профессии выпускниками общеобразовательных организаций;
– оказание психолого-педагогической поддержки школьникам и другим категориям учащейся молодежи в проектировании и реализации образовательно-профессионального маршрута через систему образовательных учреждений (работа с теми учащимися, кто уже определился в выборе профессии, но испытывает затруднения в выборе учебного заведения, особенно среднего профессионального);
– аналитическая работа по определению приоритетных направлений профориентации;
– выявление, изучение и накопление инновационных методов и средств профориентации;
– концентрация и распространение передового опыта, методическая помощь;
–разработка и использование методов и приемов использования ИКТ в процессе профориентационной работы;
Общеобразовательные организации:
Основные функции:
– профориентационно-значимое сопровождение трудового воспитания (кружки, профпросвещение);
– информационно-справочная и просветительская деятельность (в т.ч. работа в единой информационной сети (портале), работа с родителями;
– морально-эмоциональная поддержка, сотрудничество с центрами;
– участие школьников в профориентационных мероприятиях (Дни открытых дверей, Дни профессий и т. п.);
– проектная деятельность учащихся по созданию проектов личностного и профессионального развития;
–экскурсионная деятельность по изучению местных промышленных ресурсов;
–использование модели сетевого взаимодействия при проведении профориентационной работы;
–использование базы профессиональных образовательных организаций при осуществлении профессиональных проб и проведении уроков технологии и т. п.
Функции образовательной организации должны быть направлены на реализацию единой цели: создание условий для самореализации личности в условиях регионального рынка труда.
Заместитель директора по воспитательной работе, как координатор профориентационной работы в школе, реализует следующие направления:
— выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
— поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
— планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
— осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории);
— проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
— создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
— организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
Классный руководитель, опираясь на рекомендации, образовательную программу и план воспитательной работы школы:
— составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
— организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
— ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
— помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
— организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
— организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
— оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
— проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
— организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Библиотекарь:
— регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
— изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии;
— организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
— обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
— регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)
Выбор метода зависит от возрастных особенностей учащихся. Важным средством информации о мире труда и различных профессиях является библиография. Учащийся должен знать, осмысливать, продумывать и критически оценивать прочитанное. Научить подростка этому, а также умению подбирать нужную ему литературу, пользоваться справочниками и каталогами – профориентационная задача учителей литературы в общеобразовательной школе.
Социальный педагог:
— способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
— оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
— осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
— оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Школьный психолог:
— осуществляет изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся;
— осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
— проведит тренинговые занятия по профориентации учащихся;
— проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора профессии;
— осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
— способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
— оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
— создает базу данных по профдиагностике.
Медицинский работник:
— используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
— проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
— оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
— оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
Учителя-предметники:
— способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
— обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
— способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
— проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
Теоретическая подготовка предполагает, прежде всего, знание цели, задач и путей профориентации, методов ее осуществления в условиях преподавания определенного предмета, психолого-педагогических основ проблемы.
Профориентация через учебный предмет – одно из ведущих направлений профориентации школьников. В ходе преподавания учебных дисциплин должны достигаться задачи трудовой подготовки школьников, ознакомление их с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; формирования у них трудовых умений и навыков, побуждение к сознательному выбору профессии. Данные задачи в свою очередь будут достигаться в ходе формирования функциональной грамотности учащихся, способа социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Каждый учебный предмет содействует решению задач профориентации различными средствами и методами, формирующими основы логического, критического и конструктивного мышления, обеспечивающими успешность достижения образовательных результатов, умение применять полученные знания в учебной и практической деятельности.
Урок является основной формой организации познавательной деятельности учащихся. Каждый урок, проведенный на высоком уровне, дает учащимся определенную сумму знаний, пробуждает умственную активность, творческую деятельность, побуждает к поискам новых знаний.
Экскурсии – одна из важных форм ознакомления учащихся с организацией производства, техникой, технологией и основными профессиями разных предприятий. Для успешного проведения экскурсии надо четко определять тему, учебную, воспитательную и профориентационные цели, дату проведения экскурсии.
Встречи со специалистами – одна из форм пропаганды профессий, необходимых городу.
В проведении профориентационной работы в школе важное место занимают внеклассные занятия по интересам, которыми руководят учителя-предметники. При их планировании и организации преподаватель должен создать все условия для творческого развития индивидуальных способностей учащихся: конструкторских, изобретательских и других. Внеклассные занятия не регламентированы рамками обязательной программы, и учитель, проводя их в занимательной форме, вызывает интерес учащихся. В процессе проведения таких занятий имеется возможность вовлечь учащихся в деятельность, по своему характеру близкую к профессиональной, воспитывать трудолюбие, любознательность, творческое отношение к делу, исследовательскую жилку, мастерство в выполнении работ.
- КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
Достижение поставленной цели возможно при активной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям общества.
С педагогической точки зрения эффективность выбора профессии означает меру соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям педагога. При этом предполагается, что педагогические рекомендации основаны на учете как личных, так и общественных потребностей. Соответственно, чем больше число учащихся избирают рекомендованные им профессии, тем выше действенность профориентационной работы педагогов, школы.
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:
- Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
- Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
- Уверенность школьника в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся 8-11 классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
- Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
- Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.