Перейти к содержимому

Законы семьи

Закон семьи 1

Каждый ребёнок, живущий в семье, должен быть любимым независимо ни от чего.

Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает большое влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка.

Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: « Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой своей семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции».

При этом известный русский учёный-педагог П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

 

Закон семьи 2

Каждый ребёнок должен жить в атмосфере искренности и доброты.

Иногда родители прибегают ко лжи в самых различных обстоятельствах, считая это спасением во многих жизненных обстоятельствах, например, уход отца из семьи или смерть близкого человека. Раскрывшаяся ложь может разрушить привычный уклад жизни, которую так старались сохранить ложью. Всякую фальшь, обман ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой, а, подметив, впадает в смущение и подозрительность.

Если ребёнку нельзя сообщить что-то, то следует честно и прямо отказать в ответе или провести границу в осведомлённости, чем выдумывать вздор, а потом быть разоблачённым.

Не следует говорить: «Это тебе рано знать», «Это ты всё равно не поймёшь». Такие ответы только раздражают ребёнка, вызывая неоправданное любопытство. Лучше отвечать так: «Я не имею права сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность и преподаётся урок долга и порядочности.

Закон семьи 3

Ребёнок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.

Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать ребёнку, а также необходимо думать, что сказать и как сказать.

Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он хорошо знает и без нас.

Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Именно семья в самую первую очередь учит культуре коммуникативного общения. Громкие нравоучения, разборы поступков в присутствии многих людей вызывают глухое устойчивое раздражение и нежелание хоть хоть что-нибудь изменить в своей жизни в лучшую сторону.

В-третьих, необходимо определить, какого практического результата мы хотим добиться в ходе беседы.

И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно.

Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых.

С ребятами старшего школьного возраста В.А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, искренность, сближает взрослого и ребёнка.

Большой ошибкой являются упрёки. Основное зло в том, что упрёки вызывают неверие в себя, которое расслабляет волю и парализует душу, мешая самостоятельно принимать решения в преодолении трудности. Правильно поступают родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают своё дитя, вселяют веру и успех.

Закон семьи 4

Исключение безнравственных приёмов наказания.

Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

Нужно суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок почувствовал в порицании не только строгость, но и заботу о себе.

Закон семьи 5

Ребёнок должен понимать слова «можно», «надо», «нельзя».

Очень важный метод воспитания – запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастет капризное, существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая филигранная работа «садовода»-воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного».

Закон семьи 6

Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.

Сегодня мы отмечаем важность воспитания чувств ребёнка. Это значит и словом, и поступками вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.

Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своим собственным переживанием. Чувства не навязываются, а пробуждаются. Пробудить чувства можно лишь искренними переживаниями.

Закон семьи 7

Родители должны демонстрировать детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею.

Ребёнок должен видеть, что все члены семьи заняты трудом, что праздность в доме не свойственна членам семьи, что труд это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше.

Закон семьи 8

Закон культивирования в семье положительных примеров.

Можно много раз говорить ребёнку о вреде курения и самому взрослому курить не переставая. Такой пример, к сожалению, – модель для подражания и активного использования в жизни.

Необходимо исключение так называемых дополнительных раздражителей из жизни ребёнка: чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, чрезмерной роскоши.

Закон семьи 9

Создание условий для общения ребёнка с нравственными людьми. Важно оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми.

Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все его действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл – значит освоил.

Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.

Закон семьи 10

Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.